Все новости
9 Сентября 2019

История первого школьного лесничества

На Брянщине начал свою работу Всероссийский слёт школьных лесничеств: Брянская область принимает у себя команды из 55 регионов страны! И это не случайно: первое школьное лесничество было организовано в Жуковке Иваном Семёновичем Артюховым. Мы публикуем материал по истории первого школьного лесничества и его руководителя, подготовленный и любезно предоставленный нам специалистами Брянского эколого-биологического центра.

ИСТОРИЯ ПЕРВОГО ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

Прообразом первого школьного лесничества был ученический отряд «Лесной патруль», организованный в 1949 году в Жуковском лесхозе Брянской области учителем И.С. Артюховым, лесничим П.П. Мартыновым и директором лесхоза В.А.Николаюком. Под руководством работников лесной охраны ребята сначала помогали выявлять лесонарушения и вести пропаганду по охране лесов от пожаров, знакомились с жизнью леса, слушали беседы ученых Брянского лесохозяйственного института.

А начиналось всё в далёком 1949 г, когда  завуч школы Иван Семенович Артюхов провел  среди учащихся большую разъяснительную работу, мобилизовал  их на оказание помощи Жуковскому лесничеству в выполнении лесовосстановительных работ.

Так были организованы   «дозоры» школьников для охраны прекрасного леса, которые вскоре стали называться «зелёным патрулём».  Более 500 учащихся взялись за это трудное и увлекательное дело. Они приняли под свою опеку 220 гектаров леса зеленой зоны. Наставниками ребят были Екатерина Семеновна Берникова, Мария Степановна Гетман во главе с завучем школы Иваном Семеновичем Артюховым. Школьники, зеленые патрули каждый день обходили закрепленные за ними массивы, строго выполняя свой график. Конечно, вместе с юными лесоводами в дозоре находились и наставники — учителя и лесники, лесничие Жуковского лесничества. Нужно отметить, что до организации зеленых патрулей в здешних лесах было немало лесонарушений, возникали очаги пожаров из-за  неосторожного обращения с огнем. Юные защитники природы значительно сократили их число. В течение лета не возникло ни одного пожара.

Зеленый патруль под руководством учителей, лесничего, директора лесхоза с каждым годом расширял круг своей деятель¬ности. Ребята начали оказывать помощь в посадке культур на пустырях и лесосеках, проводить рубки ухода в молодняках, для пернатых школьники мастерили скворечники и синичники. Деятельность ребят стала настолько ощутимой, что Жуковский лесхоз расширил площадь лесов, охраняемых ими. А в школе по¬явилось много желающих пополнить ряды зеленых патрулей, и число юных лесоводов стало с каждым годом расти.

В 1955 году площадь лесов, закрепленных за школьниками, составила 300 га, а в 1960 году увеличилась до 500 га. Уже тогда возникла необходимость искать новые формы работы. Руководство Жуковского лесхоза и средней школы при содействии руководителей областного управления лесного хозяйства и отдела народного образования, при участии научных работников ка¬федры лесоводства Брянского технологического института в 1966 году преобразовали зеленый патруль в Жуковское школьное лесничество. После обращения Артюхова в Министерство лесного хозяйства РСФСР было принято  решение впредь именовать отряды юных лесоводов  школьными лесничествами с приданием им ряда  прав и обязанностей. За школьниками закреплялись  близлежащие участки леса, где учащиеся могли заниматься всем комплексом лесохозяйственных работ.

К   1967   году  площадь лесов,   вверенных   ребятам,  достигла 850 га. Одиннадцать кварталов насаждений — зеленое ожерелье Жуковки — надежно охраняют юные лесоводы. Эти насаждения стали практическим полигоном для членов школьного лесничества, где они знакомятся с основами лесохозяйственного производства, на практике проверяют свои теоретические знания.

Управление лесного хозяйства совместно с руководством лесхоза и Жуковской средней школы разработало и утвердило Положение о школьном лесничестве, которое стало важным документом для дальнейшего улучшения его деятельности, укрепления деловых связей предприятия и школы. В соответствии с Положением был создан совет, общее руководство которым осуществлял комитет ВЛКСМ школы.

Первым лесничим был назначен Анатолий Голиков, который, как и многие его сверстники, активно участвовал в работе школьного лесничества и его совета. После окончания средней школы у него уже не возникал вопрос, кем быть. Конечно, лесоводом! Он поступил в Брянский технологический институт на лесохозяйственный факультет и работал инженером лесного хозяйства.

В 1968 г. Школьное лесничество удостоено Диплома I-й степени во Всероссийском соревновании за бережное отношение к природе. Большую роль в становлении Школьного лесничества сыграл сын Ивана Семеновича - Александр. Будучи учащимся школы, он был старшим лесничем Школьного лесничества.

Кроме зеленого патруля, активно функционировали голубые патрули. В отрядах голубых патрулей школьники изучали растения и животный мир водоемов, помогали спасать молодь рыб, выявляли случаи загрязнения водоемов и браконьерства, проводили озеленение берегов рек.

В Жуковском лесхозе так уже повелось, вошло в традицию - воспринимать дела школьного лесничества как важную составную часть общей деятельности предприятия. Директор Николай Владимирович Гущинский лично разработал проект дома-теремка, а затем лесхоз построил по этому проекту двухэтажное здание, светлое, красивое, уютное, на первом этаже которого размещено Жуковское государственное, а на втором — школьное лесничество. Дом-теремок стал не только приметным во всей Жуковке, но своеобразным символом тесного сотрудничества предприятия и школы.

В 1975 г. в г. Жуковка проведен второй Всероссийский слет школьных лесоводов. 26 июля прошло торжественное открытие слета. Слет юных лесоводов открыла заместитель министра просвещения Л.К. Балясная.
В городском сквере был заложен парк «Дружбы народов». Такого количества делегаций город не принимал еще никогда. Работа слета получила самую высокую оценку не только на республиканском, но и общесоюзном уровне. В слете участвовала общая команда ЖСШ №1 и №2 во главе с лесничим Виктором Шешалевичем. Далее слеты в Ижевске, в Шушенском, в Ленинграде, в Волгограде и в Москве.

Благодаря  дружной   работе  лесхоза   и   школы,   высокой  ответственности их руководителей Жуковское школьное лесничество не раз побеждало в соревнованиях, было участником ВДНХ СССР, награждено Малой бронзовой медалью за активную работу по охране природы. В 1978 году за большую работу по трудовому воспитанию, профориентацию учащихся, активную природоохранную деятельность Жуковскому школьному лесниче¬ству была присуждена премия Ленинского комсомола. Кроме 1978 года в истории школьного лесничества были и другие памятные периоды:

•    1984 год – вторая премия по итогам Всероссийского смотра школьных лесничеств.
•    1986 год – школьное лесничество участник Выставки достижений народного хозяйства, где было награждено бронзовой медалью.
•    1989 год – победители областного смотра школьных лесничеств.

В школьном лектории специалисты лесхоза, а нередко и ученые из  Брянского технологического института читают лекции:  «О значении леса в жизни человека», «Лес в изобразительном искусстве», «Лес и музыка», «Лес и литература» и др. Теоретические занятия проходят по плану в помещении школьного лесничества, где оборудован кабинет леса, в котором мы с вами находимся. Кабинет леса был преобразован в музей леса, а сегодня это кабинет экологического воспитания школьного лесничества.

Вся работа школьного лесничества идет по плану, составленному советом школьного лесничества с участием руководства школы, педагогического совета. Документ согласован с Жуковским лесничеством и лесхозом.
Юные лесоводы знакомятся с основами лесоводственных наук, осваивают приборы и инструменты, необходимые для отвода лесосек, съемки лесных участков под рубки ухода, вырубку, посадку.

Члены школьного лесничества изучают основы лесокультурного дела, знакомятся с проектом лесных культур, схемами смешения древесно-кустарниковых пород при закладке посадок, учатся вести лесосеменное хозяйство, создавать семенные плантации и лесосеменные участки, узнают сроки созревания и сбора семян главных древесных пород и кустарников, способы их заго¬товки, переработки и хранения. И это еще не все. Ребята знакомятся с технологией выращивания посадочного материала в питомниках, организацией питомнического хозяйства, способами посева семян и выращивания сеянцев и саженцев сосны, ели, дуба, каштана, лиственницы, кедра и других древесных пород. Особый интерес вызывает знакомство с машинами и механизмами, которые применяют в лесных питомниках, плантациях и школах, а также при посадке сеянцев и саженцев и уходе за ними.

Охрана лесов от пожаров и лесонарушений — особо важная тема на факультативных теоретических занятиях. На лекциях и в беседах ученики узнают, какой большой вред наносят пожары. На убедительных примерах специалисты показывают причины возникновения, методы и способы борьбы с лесными пожарами и опасными очагами огня в лесу, которые возникают чаще всего по вине людей. Особый раздел этой темы — противопожарная профилактика: детей знакомят с серией мероприятий, которые проводят в лесу, населенных пунктах работники государственной лесной охраны и лесхоз с целью предотвратить огненную беду.

Ребята изучают также и вопросы защиты насаждений, причины массового размножения вредителей леса, знакомятся с главнейшими вредными насекомыми и способами борьбы с ними, получают сведения о первичных и вторичных вредителях леса, основных видах грибных и других болезней деревьев и насаждений, изучают порядок сигнализации. В школьном лесничестве теоретические занятия по основам лесного хозяйства, где учащиеся получают хорошие знания в соответствии с программой, ведутся в сочетании с практическими. Ребята не только знакомятся с тем, что уже создано природой и лесоводами, но сами активно участвуют в охране лесов от пожаров и лесонарушений, защите от вредных насекомых и болезней, в сборе лесных семян и лекарственного сырья, посадке лесных культур, закладке садов и дендрариев.

Членами школьного лесничества давно ведутся практические работы в питомнике. Чего только они не сеют и не сажают там! Это целое зеленое царство, которым надежно и умело, распоряжаются юные натуралисты  при помощи старших товарищей - учителей и лесоводов. Здесь  набирают силу ухоженные сеянцы сосны и ели, рябины и каштана, акации и спиреи, липы и других древесных и кустарниковых пород. И на этом клочке земли не единицы, а тысячи сеянцев и саженцев.

Для выполнения лесных летних работ из учащихся 8-9 классов организуется лагерь труда и отдыха на базе Жуковского лесхоза. Юные лесоводы, члены отрядов, участковые техники-лесоводы, лесники ежедневно по разработанным и утвержденным лесничим графикам посещают свои кварталы лесных урочищ, где следят за санитарным состоянием леса, ухаживают за молодыми деревьями, посадками, охраняют птичьи гнездовья, муравьиные семьи. Обходят дозором наиболее опасные в пожарном отношении участки.

Школьное лесничество в Жуковке доказывает, как много может дать хорошо поставленная работа по профессиональной ориентации. С начала его организации более 100 человек окончили лесохозяйственные факультеты институтов. Бывший активный член школьного лесничества Владимир Свиридов окончил Брянский технологический институт, где успешно защитил дипломный проект о малых реках района.
Этот проект был предметом рассмотрения в исполкоме Жуковского районного Совета народных депутатов.

А воспитанник школьного лесничества Юрий Земцов —  лесничий Олсуфьевского лесничества Дубровского лесхоза, Евгений Добычин — помощник лесничего, а Галина Попова — экономист в родном Жуковском лесничестве.
Работа в школьном лесничестве и любовь к природе дали многим из ребят дорогу в жизнь. Многолетний опыт работы Жуковского лесничества — яркое свидетельство целесообразности и полезности творческого содружества школы и лесхоза.

БИОГРАФИЯ ИВАНА СЕМЁНОВИЧА АРТЮХОВА

Артюхов Иван Семеновича родился 10 августа 1908 г. в дер. Шамордино, Овстугской волости, Брянского уезда, Орловской области. Отец и мать  Ивана Семеновича занимались сельским хозяйством; у них уже подрастали три сына, поэтому отец решил поступить на работу в завод города Брянска с целью заработать деньги для покупки земли. Деньги отец заработал и купил три десятины земли, ранее был надел земли, а теперь еще три десятины купчей земли. Отец оставил завод и занялся только сельским хозяйством: была надежда на лучшую жизнь. Но началась первая мировая война, и отца мобилизовали в армию на фронт войны с Германией. Очень часто плакала   мама: ведь она осталась одна с четырьмя сыновьями и с ее сестрой Сашей (няней Ивана Семеновича), да еще хозяйство: скот, поля. которые надо пахать. сеять, выращивать и собирать урожай … Это был непосильный труд для мамы: часа в 2 ночи летом надо не проспать и отвести лошадей к конюху, который утром пригонял лошадей в деревню на водопой, а крестьяне брали своих коней для работы на своих земельных полосках.

Иван Семенович вспоминал: "Тяжелый труд был у мамы; мне и теперь обидно до слез, вспоминая это. Я и Сережа, старшие братья, старались помогать своей дорогой и любимой маме: Сережа часто пас своих лошадей, а я пас коров летом (на ранках). Наш отец воевал с немцами в Карпатах. Он рассказывал, что немецкая артиллерия массированно обстреливали позиции русских войск.   На слабое перекрытие окопа, где находился наш отец, попал вражеский снаряд, и отца засыпало землей и посекло спину осколками; товарищи по-соседству откопали отца и он оказался в военном госпитале. После лечения отца отпустили в недельный отпуск. Мы были рады встретиться с отцом; время шло быстро и отец с незажившей раной спины отбыл на фронт. С фронта отец писал, чтобы мы голосовали за № 6, но не за других – меньшевиков, кадетов и других лидеров политических течений в то время. Под № 6 (если я не ошибаюсь в №) значилась компартия большевиков. Мама проголосовала по совету папы с фронта..."

Отец Ивана Семеновича вернулся с фронта   после победы Великого Октября. Брат Сережа ходил в школу, здание которой стояло на краю Песочни. Иван Семенович пошел в школу с опозданием на 1 год: не было лаптей (обуви). После занятий в школе к нему домой приходил Федя Тазекин и на запотевшем стекле рамы писал   буквы, цифры, которые писали на прошедшем уроке в школе. Маленький Ваня сам дома готовился к школе, научился читать, считать. На следующий год он учился в школе успешно.

В школе в одной классной комнате размещались все уч-ся классов от 1-го до 4-го. В школьном классе утром было холодно, чернила замерзали, за партами сидели одевши, а после уроков грелись: играли в снежки – ученики из Песочни наступали на Шамординских и гнали ребят до речки - Болгорянки. А дальше отступать было некуда, поэтому Шамординские ребята   энергично переходили в наступление и гнали противников до Песочни.

Перед октябрем 1917 года   школу перевели в дом, расположенном в плодовом саду с липовыми аллеями. Этот дом принадлежал помещику Пушкареву. Дом новый с просторными, светлыми комнатами, с отопительными каминами. Помещик Пушкарев работал врачом в больнице на Красной станции до революции и продолжал работу при Советской власти. Его сыновья – Сергей Александрович и Егор Александрович работали учителями (учили   крестьянских детей). Учащиеся школы очень любили этих энергичных и добрых учителей. Весной после уроков ученики окапывали яблони в саду; за работу ученикам давали (летом) яблок согласно количеству окопанных ими деревьев. Через год-второй учителя, дети помещика, куда-то выбыли на учебу, а на их место пришли другие. В дальнейшем эта начальная школа была преобразована в семилетнюю школу – Школу Крестьянской Молодежи. Учебная программа семилетней школы включала ряд вопросов программы 9 класса (тригонометрия, стереометрия и др.). Братья  Ивана Семеновича  - Миша, Степан учились и закончили ШКМ. В дальнейшем Миша закончил Трубчевский педтехникум, а Степан – с/х техникум в селе Хотылево.

После двух лет учебы в начальной школе в Песочне, Иван Семенович учился в Овстугской образовательной школе второй ступени. Школа размещалась в здании, принадлежащем дочери поэта Тютчева (это здание цело и до настоящего времени – там располагался Музей поэта Ф.И. Тютчева до постройки нового кирпичного прекрасного здания). О школе и учителях Овстугской
школы у Ивана Семеновича остались приятные воспоминания.                                                                              

Артюхов И.С. вспоминал: "К одному из выходных дней нам ученикам давали непростую задачу. В понедельник учительница проверяла, как мы справились с задачей; оказалось, только один я решил. Учительница заявила: «После уроков все уч-ся класса остаются на дополнительное занятие, а Артюхов пойдет домой». Я шел по Тютчевскому парку в каком-то особом состоянии чувств – я один из класса иду домой … вроде это хорошо, но и противоположное чувство – а как подумают обо мне ?- «задаваха». Хотя в мой адрес не было упреков со стороны одноклассников. Помнится такой случай. При изучении нового раздела грамматики учительница вызвала меня к доске написать предложение: «Пуганая ворона и куста боится». Я допустил ошибку «Пуганная». Учительница так хорошо объяснила, когда следует писать н, а когда нн. "

Условия жизни требовали помогать отцу в работе сельского хозяйства: пахота своих полосок сохой, от которой нестерпимо ныли мышцы рук. Во время летней уборочной страды Ивана Семеновича оставляли за хозяина дома: заготовить траву для коров, заготовить и нарезать траву на месево свиньям, кормить травой теленка, кормить кур и цыплят, собирать и сажать их в гнездо, когда квакуха перестает заботиться о своих беззащитных птенцах. Он очень любил цыплят, даже ночью интересовали его – как они сидят в гнезде, тепло ли им…

Брат Сережа где-то достал неисправные ходики. Долго думал как устроить (сделать) баланс. Пришлось сходить и посмотреть (у соседа из Нахаловки) как вилка отпускает по одному зубочку колеса… Вилка была сделана, а брат Сережа сделал цепочку и подобрал гирьку. Часы пошли – новость в доме Артюховых. Появились у них неисправные карманные часы – исправили.

И так появился у Ивана Семеновича интерес к часам, к решению задач, к животным, к растениям. Выращивал в саду цветы, на летний период сажал в малый лубяной улей диких пчел и наблюдал за их работой. Осенью пчелы улетали (на зиму они в земле засыпают по одной), а пчелы, которых держит человек, могут жить и зимовать только коллективно и не засыпать. Кушают мед, но не оправляются в улье до весеннего вылета из улья. У   отца имелся небольшой сад; яблони – титовка, громадка, бечь, кисленькая, аркат, груша, падульница, белый налив. Белый налив ряд лет не плодоносил, но когда завязался один плод (яблоко), Иван Семенович старался сохранить его на яблони до созревания: привязал яблоко ниточкой за ножку к ближайшей ветке яблони; в сентябре яблоко словно медом налилось и повисло на ниточке. Яблоко снял, принес его в дом, разрезал на части и дал маме, отцу, братьям. Вкус яблока оказался изумительным с превосходным ароматом.

Летом в период уборки урожая мать, отец и   дети уходили в поле на свои полоски, а хозяйство оставляли под охрану Мурзика (очень строгой собаки). Иван Семенович любил вспоминать то время:"Помнится, когда я был совсем еще маленьким: я лежал в колыбели и мама принесла стрекозу и дала мне поиграть с ней; стрекоза вырвалась из моих рук, укусила меня и я закричал. Мама прибежала, выбросила кусачую насекомую. Дожинали рожь возле кривой лужи, день был жарким и далеко на юге слышались раскаты грома: приближалась гроза… Отец поставил повозку наклонно и накрыл сверху снопами ржи, и шалаш от дождя был готов, и мы разместились в нем в ожидании быстро приближающейся грозы; подбежал к шалашу отец и плечом поддержал шалаш и дождь словно полил из ведра при сильном ветре. Ветер разбросал копны ржи на полосках крестьянских полей. На следующий день крестьяне собирали снопы ржи и делили между собой (ведь все перемешал ветер). Ураган настолько был мощным, что дикие утки не смогли лететь и их ветром катило по земле, как небольшие снопики соломы.Когда мне исполнилось около 6 лет, то в период уборки урожая я оставался дома за хозяина, охранял огород, ухаживал за братом Степаном, когда он был еще маленьким, кормил кур, свиней, готовил траву для коров, когда они вечером возвращались от пастуха…"
После окончания школы Артюхов И.С. получил два высших образования, закончив Брянский машиностроительный институт (специальность инженер) и Воронежский университет (специальность математик). В 1941-1945 г.г. –  Иван Семенович офицер артиллерийского полка, воевал на Западном фронте в годы Великой отечественной войны, а в конце войны - в Маньчжурии.

Иван Семенович награжден:
1. Орденом Красной звезды - 823395
2. Орденом Отечественной Войны №111841


Медалями:
1. «За отвагу» №2791834
2,3. «За боевые заслуги» (2 медали) №773882 и №1817512
4. «За взятие Кенигсберга» А №464273
5. «За победу над Германией»
6. « За победу над Японией» Г №249907


После окончания войны Иван Семенович вернулся на Брянщину в пос. Жуковка (с 1962г. – город Жуковка). Свою дальнейшую трудовую деятельность посвятил школе. Работал в средней школе № 1 г. Жуковка учителем математики. В течение долгого времени был завучем этой школы.

Артюхов И.С. до конца своей трудовой деятельности продолжал совмещать работу учителя математики и работу со школьниками по охране природы своего родного края. Неоднократно выступал и в детских садах, и пионерских лагерях, и школах перед детьми, воспитывая их в духе бережного отношения к природе.

Имеет двух сыновей Николая и Александра и дочь Валентину, которые учились в средней школе № 1 г. Жуковка. Николай закончил Московское училище кремлевских курсантов (МВОКОЛКУ), в настоящее время подполковник. Александр и Валентина – кандидаты биологических наук, доценты, закончили МГУ им. М.В. Ломоносова. В честь его дочери - гидробиолога, занимающейся биологическим мониторингом окружающей водной среды с целью защиты водных экосистем от загрязнения, также названа малая планета 43025 Valusha (1999 VW12) (http://ssd.jpl.nasa.gov/sbdb.cgi?sstr=43025).

Умер Иван Семенович Артюхов 19 августа 1995 года.
                                                                                                                                                              

Дело, начатое Артюховым Иваном Семеновичем, живет уже 70 лет. На территории всей России функционируют школьные лесничества. Они являются одной из эффективных форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.  

Иван Семенович считал: " Кем бы ни стали члены школьного лесничества, какую бы профессию не получили после окончания школы, они будут культурными, творческими людьми, ведь приобретенную за годы работы в лесничестве потребность видеть, чувствовать и создавать прекрасное внесут в свой труд и в свои отношения с людьми."

Международным астрономическим союзом в честь Артюхова И.С. названа малая планета 337166 Ivanartioukhov (1999 VM1) как основателю школьного общества защиты природы в России (http://ssd.jpl.nasa.gov/sbdb.cgi?sstr=337166).
В 2019 году члены Школьного лесничества обратились с ходатайством к главе администрации Жуковского района А.В.Давиденко о закладке на месте рекультивируемой свалки в городе Жуковка дендрологического парка имени Ивана Семеновича Артюхова.

70 лет прошло со дня основания первого школьного лесничества, много дел сделано за эти годы юными любителями леса. Сейчас это взрослые люди, и большинство из них с гордостью могут сказать своим детям: "Этот участок леса я посадил сам!" Для многих юннатов школьное лесничество стало путевкой в жизнь, а лес – призванием».  Сегодня школьное лесничество – это еще и прекрасный метод воспитания любви к природе и малой Родине.
яндекс.ћетрика